Статьи
Правила управления грузовыми фурами

Правила управления грузовыми фурами

03.10.2023

Управление крупногабаритными и тяжелыми грузовыми автопоездами на дорогах всегда ассоциируется с повышенной опасностью. Этот процесс требует особых навыков и знаний, которые приходят только с опытом. В данной статье рассмотрим основные правила управления фурами и осложнения, с которыми сталкиваются водители во время движения.

Особенности и сложности управления фурами

Когда мы говорим о простых грузовых автомобилях, подразумеваем транспортные средства с грузоподъемностью до 3,5 тонн, управление которыми аналогично вождению легковых автомобилей. Такие грузовики мягко передвигаются по городским улицам и доставляют негабаритные грузы или строительные материалы.

Однако управление большими грузовыми фурами имеет свои особенности, которые мы рассмотрим ниже.

Начало движения

Чтобы правильно управлять грузовой фурой зимой, необходимо освоить основы управления такими транспортными средствами, как грузовые автопоезда.

  • Перед движением необходимо прогреть двигатель до 70° и выше. Грузовая фура должна трогаться плавно, без рывков. В противном случае возможно пробуксовывание колес, износ шин и непродуктивное расходование топлива.
  • Если грузовая фура полностью загружена, водитель должен начинать движение только с первой передачи. Если у тягача автоматическая коробка передач, то подбор скорости осуществляется автоматически.
  • При движении в гору необходимо начинать сцепление чуть раньше, чем растормаживание фуры. Некоторые модели седельных тягачей, таких как «Даф» и «Вольво», оснащены синхронизатором, позволяющим переключать передачи по убыванию. Седельный тягач Вольво также имеет повышенные и пониженные КПП.
  • При переключении со второй передачи на первую необходимо дважды выключить сцепление с периодическим нажатием на педаль управления подачи топлива. В противном случае шестерня может выйти из строя.
  • Движение задним ходом можно начинать только после полной остановки грузового автопоезда.

Повороты

При выполнении поворота на грузовой фуре длиной 20 метров, следует помнить, что прицеп постоянно смещается к своему центру, а радиус маневра достаточно велик.

Опасные ситуации при управлении грузовой фурой чаще всего возникают в городских условиях, где дороги узкие и радиус поворота мал. Некоторые модели седельных тягачей, например «Скания», оснащены поворачиваемыми колесами, что упрощает процесс управления фурой.

Задний ход

Управление движением задним ходом грузовой фуры является сложным процессом, требующим практики. Основная сложность заключается в постоянной толкательной силе, которая отводит прицеп в сторону. Водитель должен внимательно следить за положением ведущих колес и направлять их.

Быстрое освоение правил управления грузовой фурой, движущейся задним ходом, невозможно. Для ускорения процесса рекомендуется просмотреть обучающее видео и получить уроки мастерства у опытного специалиста.

Торможение

Водителю следует помнить, что остановка грузового автопоезда имеет свои особенности в летнее и зимнее время.

Остановку грузовой фуры можно выполнять только на прямых участках дороги. При торможении на изогнутой дороге возможно складывание или занос.

Во время подъема необходимо заранее выбрать и включить соответствующую передачу. При спуске следует избегать разгона. Чем выше скорость, тем сложнее остановить автопоезд. При необходимости можно использовать помощь тормозной системы или понизить передачу.

Остановка

При подготовке грузовой фуры к остановке необходимо заблаговременно снижать скорость движения. Это обеспечит запас тормозного пути.

Важно учитывать качество дорожного покрытия и погодные условия. На влажной дороге тормозной путь у грузовой фуры будет гораздо длиннее, чем на сухом асфальте.

Выбор скоростного режима

Выбор скоростного режима является основной составляющей безопасного движения на дороге. Поэтому для грузовых автопоездов существуют ограничения по скорости:

  1. Скорость на автомагистралях не должна превышать 90 км/ч.
  2. Скорость на загородных дорогах не должна превышать 70 км/ч.
  3. Скорость в населенных пунктах не должна превышать 60 км/ч.

Бывают случаи, когда водители при управлении грузовой фурой превышают разрешенную скорость, что может вызвать аварии.

Тормозной путь

Управление грузовой фурой – сложный и трудоемкий процесс, имеющий свои особенности. Если остановить автопоезд на сухом асфальте сможет каждый, то на скользкой дороге справиться с этой задачей гораздо сложнее. В нашей стране широко используются барабанные тормозные системы, которые немного уступают по качеству дисковым, распространенным в Европе.

Разница в тормозном пути грузовой фуры, движущейся со скоростью 80 км/ч, при использовании барабанных и дисковых тормозных систем составляет 15 метров. На первый взгляд, это может показаться незначительным отличием, но оно может стать решающим моментом, способным спасти кому-то жизнь. Влияют на тормозной путь состояние шин, используемых покрышек и подвески.

Бывает так, что при управлении грузовой фурой, где прицеп значительно тяжелее седельного тягача, возникает ситуация, когда прицеп пытается сохранить траекторию движения независимо от направления движения автопоезда. В результате колеса начинают пробуксовывать, сцепление с дорогой ухудшается, и прицеп «тащит» за собой тягач. Водителям грузовых фур управлять такой комбинацией трудно, и они сталкиваются с серьезными аварийными ситуациями, которые имеют трагические последствия. Возникновение эффекта складывания грузового автопоезда зависит от нескольких факторов, в том числе от навыков водителя в управлении грузовой фурой.

Овладеть вождением автомобиля не так уж и сложно, но умелое и грамотное управление грузовой фурой – не такая уж простая задача. Опытный водитель сможет мгновенно отреагировать на проскальзывание колес и принять соответствующие меры. Возникновение эффекта складывания грузовой фуры связано с такими факторами, как наличие снежной борозды или прокол шины. Поэтому техническое состояние автопоезда должно быть в идеальном порядке.

Водителям грузовых фур при управлении важно соблюдать несколько ключевых правил:

  • Сознавайте, что ваш грузовой автопоезд представляет опасность для других участников дорожного движения.
  • Поддерживайте хорошую видимость, чтобы иметь время и возможность совершить уклонение в случае опасности.
  • Учитесь оценивать тормозной путь грузовой фуры с учетом состояния дорожного покрытия.
  • Следите за состоянием шин и тормозной системы, так как их исправность значительно сокращает тормозной путь автопоезда.

Какой путь выбрать для освоения навыков управления грузовой фурой? Существует несколько вариантов. Один из них – прохождение курсов вождения в автошколе, где вы будете обучаться с инструктором.

Также существуют онлайн-симуляторы, разработанные для тех, кто хочет освоить основы управления грузовой фурой в домашних условиях. Эти симуляторы очень реалистичны и имеют разнообразные возможности.

Опытные дальнобойщики делятся своими советами:

  • Доверяйте своей интуиции. Иногда вы можете почувствовать, что что-то идет не так. Остановитесь, проверьте колеса у всего автопоезда, убедитесь, что они не пробиты. Интуитивные ощущения приходят с опытом.
  • Не поддавайтесь на взятки ГИБДД. Проще жить по принципу "Нарушил – плати штраф".
  • При замене колес просите работников автосервиса не перетягивать гайки слишком крепко. Мастера используют специальный инструмент, а вам проще вручную. Представьте ситуацию: прокололи колесо, заехали во двор, достали ключ, а его не можете повернуть.
  • Изучите язык жестов на дороге. С помощью этого языка водители предупреждают друг друга об опасности или наличии ДПС.
  • Не обращайте внимания на раздраженных водителей. Нервные люди на дорогах не редкость. Также остерегайтесь мошенников. Никогда не останавливайтесь. Если необходимо, закройте двери и окна, вызовите помощь или полицию и дождитесь их прибытия.
  • Всегда имейте хороший набор инструментов и ключей в автомобиле. Лучше, если они будут с длинной ручкой, иногда это очень помогает.

Работа дальнобойщиком нелегка и требует особого опыта в управлении грузовой фурой. Вождение грузового автопоезда – это настоящая наука, требующая не только теоретических знаний, но и практического применения полученных навыков.

 

Похожие статьи

Компания Volvo Trucks представила новый двигатель D-17 для своего культового грузовика FH16
30.01.2024

Компания Volvo Trucks представила новый двигатель D-17 для своего культового грузовика FH16

Компания Volvo Trucks представила новый двигатель для своего культового грузовика FH16. Новый 17-литровый…

Новая платформа Volvo Trucks для тяжелых грузовиков для североамериканского рынка
15.01.2024

Новая платформа Volvo Trucks для тяжелых грузовиков для североамериканского рынка

Компания Volvo Trucks представила совершенно новую платформу для тяжелых грузовиков для североамериканского…

Гибридные гидравлические технологии компании Volvo Construction Equipment
21.12.2023

Гибридные гидравлические технологии компании Volvo Construction Equipment

Гибридные технологии существуют в автомобильной промышленности уже несколько десятилетий. Вы можете не…