Цели компаний на 2030 год выглядят амбициозными, учитывая нынешний уровень их продаж.
Некоторые из крупнейших в мире производителей грузовиков поставили амбициозные цели в отношении грузовиков и автобусов с аккумуляторными батареями и топливными элементами. По оценкам Daimler Truck, к 2030 году на их долю в Европе будет приходиться до 60% продаж. Volkswagen Traton и Volvo стремятся за этот период занять 50% доли.
Эти цели выглядят амбициозными, учитывая, на каком этапе находятся эти компании на пути к декарбонизации. Электромобили составили чуть более 1% продаж Volvo в в настоящее время. Daimler, крупнейший мировой производитель грузовых автомобилей, и Scania, MAN и Navistar компании Traton колеблются в районе 0,3% продаж.
В 2022 году на эти три группы производителей грузовых автомобилей в совокупности приходилось менее четверти 4,5-миллионного мирового рынка средних и тяжелых грузовиков и автобусов. Учитывая, что до 2030 года нам осталось лишь примерно половина типичного производственного цикла, масштаб предстоящих преобразований будет быть уникальным в истории отрасли.
Большинство компаний быстро развивают технологии и промышленные активы, необходимые для широкого внедрения электрических грузовиков. Traton планирует потратить 2,6 миллиарда евро (2,8 миллиарда долларов) на электрификацию за шесть лет, заканчивающихся в 2026 году, — примерно столько же, сколько его среднегодовой бюджет на исследования и разработки, а также капитальные затраты за последние семь лет.
Однако производителям грузовиков, вероятно, понадобится нечто большее. Компания Daimler пообещала к 2025 году провести «подавляющее большинство» исследований и разработок в области технологий с нулевым уровнем выбросов. Ее расходы в 2022 году составили 1,6 миллиарда евро.
По данным Bloomberg NEF, в Китае, США и европейских странах уже действуют по меньшей мере 60 программ, специально нацеленных на этот сектор. В некоторых случаях правительства предлагают одновременную поддержку как для производства, так и для покупки этих автомобилей. Нынешние покупатели обычно владеют или используют большие автопарки, обычно имеют свои собственные цели по декарбонизации и в некоторых случаях назначают цену за выбросы CO2.
Но этих очевидных способов подхода к раннему рынку самих по себе будет недостаточно, чтобы привести производителей грузовиков туда, где, по их словам, они хотят быть к началу нового десятилетия.
Компании одновременно активизируют свои усилия по развитию опыта в области аккумуляторных технологий и производства, а также по достижению эффекта масштаба производства. Daimler, MAN и Volvo создали заводы по сборке аккумуляторов. Последняя также намерена построить мощности по производству аккумуляторных элементов в Европе позднее в 2020-х годах, в то время как Scania разрабатывает современные аккумуляторы в сотрудничестве с Northvolt.
Большинству действующих производителей еще предстоит доказать свою техническую компетентность в области аккумуляторов и электродвигателей, не говоря уже о достижении высоких объемов производства.
Напротив, несколько относительных новичков в этом секторе демонстрируют преимущества более вертикально интегрированной бизнес-модели. Tesla и BYD создали ноу-хау и крупные производственные базы на базе своего быстро растущего бизнеса по производству легковых автомобилей и передают часть этих возможностей электрическим грузовикам.
Возможно, другим будет сложно повторить этот подвиг. Хотя Daimler и Traton были частью более широких автомобильных производственных групп, в последние несколько лет обе они были выделены в независимые компании (VW по-прежнему владеет почти 90% Traton, а Mercedes-Benz сохранил за собой 35% акций Daimler Truck).
В ближайшие несколько лет производители грузовиков будут инвестировать в несколько технологий движения с нулевым уровнем выбросов и свои цепочки поставок, пытаясь при этом сохранить прибыльность устаревших операций. Многие также планируют создать новые предприятия сферы услуг и разработать автономные технологии. Все это является большим изменением для отрасли, привыкшей к длительному жизненному циклу и циклической бизнес-среде. Нас может ждать «ухабистая поездка».