Статьи
Вождение грузовика Volvo FH с двойным сцеплением I-Shift

Вождение грузовика Volvo FH с двойным сцеплением I-Shift

15.03.2023

Путешествие по крутым холмам на полностью загруженном грузовике Volvo FH, по льду и по ухабистым дорогам, где иней только начинает таять, — это повседневные условия вождения Ларса Линдгрена. Каждую неделю он перевозит грузы на своем грузовике Volvo FH  между городом Лулео на севере Швеции и различными пунктами назначения в Норвегии. Ларс Линдгрен был одним из водителей, которые тестировали коробку передач I-Shift Dual Clutch перед ее запуском в 2014 году. «Когда я впервые сел за руль грузовика с коробкой передач Dual Clutch, я был невероятно впечатлен. Во время вождения вы даже не замечаете, когда грузовик переключает передачи», — говорит он и смотрит на норвежский пейзаж.

Две трансмиссии, объединенные параллельно, каждая с отдельным сцеплением

I-Shift Dual Clutch в основном можно описать как две трансмиссии, объединенные параллельно, каждая с отдельным сцеплением. «Проще говоря, можно сказать, что одна коробка передач управляет четными передачами, а другая — нечетными. Когда передача активна в одной коробке передач, следующая передача подготавливается в другой коробке передач. Когда грузовик переключает передачу, во время фактического переключения передачи скорость не теряется», — объясняет Астрид Дрюсен (Volvo Trucks). Поскольку грузовик не теряет мощность, вождение в условиях, требующих большого количества переключений передач, становится более эффективным и удобным. «На крутых склонах, извилистых дорогах и на дорогах, где легко застрять, система I-Shift Dual Clutch, разработанная для дальних поездок, просто фантастична. Например, когда едете с полной загрузкой посреди леса, вы не хотите застрять из-за того, что грузовик переключает передачу. С двойным сцеплением I-Shift грузовик просто трогается с места, а переключение передач происходит плавно», — добавляет Астрид Дрюсен. I-Shift Dual Clutch переключает передачи при необходимости без потери мощности.

На крутых склонах, на извилистых дорогах и на дорогах, где легко застрять, эта новая коробка передач просто фантастическая.

Отличная управляемость и повышенный комфорт водителя

Во время вождения, когда более выгодно, чтобы коробка передач пропускала несколько передач, коробка передач переключает передачи, как стандартная I-Shift. I-Shift Dual Clutch может переключать передачи без прерывания крутящего момента на каждой передаче, за исключением переключения диапазонов, которое происходит между 6 и 7 передачами. Помимо управляемости, также повышается комфорт водителя. Окружающая среда в кабине воспринимается как более спокойная, а плавное вождение снижает утомляемость водителя. «Плавность хода, обеспечиваемая плавным переключением передач, также важна для автомобиля и груза. Неравномерное вождение приводит к износу всех узлов и агрегатов автомобиля. Если вы перевозите скот или тяните цистерну с жидкостью, чем меньше перемещается груз, тем лучше», — говорит Астрид Древсен.

Первые испытания в 1990-х

В технологии трансмиссии с двойным сцеплением нет ничего нового. Она использовалась, особенно в спортивных автомобилях, в течение достаточно долгого времени. Volvo Trucks фактически начала рассматривать трансмиссию с двойным сцеплением более 25 лет назад. «В 1990-х годах мы тестировали коробку передач с двойным сцеплением, но это был всего лишь прототип с целым рядом надстроек, которые никогда бы не заработали на практике и не были бы реализованы в серийном производстве», — объясняет Бьорн Люнгсё (Volvo Trucks). Самая большая проблема, связанная с адаптацией технологии двойного сцепления к грузовым автомобилям, заключается в том, что грузовые автомобили эксплуатируются в самых разных условиях и в разных средах — от небольших извилистых лесных дорог до автомагистралей. Коробка передач должна работать одинаково хорошо, когда грузовик пуст и полностью загружен. Он должен выдерживать экстремальную жару и холод и продолжать работать тысячи миль, не вызывая проблем. Поэтому большая часть работы над I-Shift Dual Clutch включала тестирование и оптимизацию аппаратного и программного обеспечения, пока инженеры не получили полную уверенность, что трансмиссия будет работать в любой ситуации и в любых условиях — 365 дней в году.

2007 год, выпуск Volvo I-Shift Dual Clutch

В 2007 году Volvo Trucks сделала первые шаги в направлении двойного сцепления I-Shift. Тот факт, что I-Shift является лидером на рынке автоматических трансмиссий для тяжелых грузовиков с 2002 года, был важным фактором при разработке I-Shift Dual Clutch. «Команды разработчиков программного и аппаратного обеспечения I-Shift Dual Clutch состоят из тех же людей, которые работали над созданием I-Shift. Без знаний и опыта, которые мы приобрели при разработке I-Shift, мы бы никогда не смогли разработать I-Shift Dual Clutch», — объясняет Бьорн Люнгсё. Внешне I-Shift Dual Clutch выглядит как стандартный I-Shift. Разница лишь в том, что передняя часть трансмиссии длиннее на 12 сантиметров. Задняя часть трансмиссии почти идентична задней части I-Shift, а коробки отбора мощности такие же. Внутри около 100 из более чем 300 компонентов (новой трансмиссии) I-Shift Dual Clutch отличаются от I-Shift.

Благодаря системе I-Shift Dual Clutch грузовик поддерживает равномерную скорость, а шины сохраняют постоянное сцепление с дорожным покрытием. Безопасно ездить по зимним дорогам, когда знаешь, что шины не потеряют сцепление с дорогой.

Внутреннее устройство I-Shift Dual Clutch можно сравнить со сложной головоломкой, в которой использован каждый миллиметр, а каждый компонент оптимизирован так, чтобы занимать как можно меньше места. «Это фантастика, что нам удалось объединить все функции всего в 12 сантиметров. Это потребовало большой изобретательности», — говорит Бьорн Люнгсё. В северной Норвегии водитель-испытатель Ларс Линдгрен спокойно и уверенно сидит за рулем, а его грузовик Volvo FH мощностью 540 лошадиных сил начинает подъем на один из самых крутых холмов в этом районе. Некоторые холмы здесь имеют уклон в 10 процентов — настоящее испытание для полностью загруженного 48-тонного грузовика.

«Благодаря системе I-Shift Dual Clutch грузовик поддерживает равномерную скорость, а шины сохраняют постоянное сцепление с дорожным покрытием. Безопасно ездить по зимним дорогам, когда знаешь, что шины не потеряют сцепление с дорогой», — говорит он. Ларс Линдгрен говорит, что благодаря I-Shift Dual Clutch грузовик стал более плавным как на проселочных дорогах, так и при движении по городу. «Я вожу грузовики с 1979 года, и у меня проблемы с плечами и шеей. Дело в том, что с тех пор, как я начал ездить с I-Shift Dual Clutch, я больше не замечаю этих проблем. Это фантастика», — говорит он. Поскольку при переключении передач мощность не теряется, грузовик поддерживает более стабильную и высокую скорость даже на дорогах со сложными условиями движения. I-Shift Dual Clutch также улучшает вождение на спуске, так как при переключении передач не происходит потери торможения двигателем. «Я могу сэкономить 10 минут за смену продолжительностью четыре с половиной часа. Это много времени, если сложить его за всю рабочую неделю».

Как работает двойное сцепление I-Shift

Плавное переключение передач с двойным сцеплением I-Shift стало возможным благодаря двум сцеплениям коробки передач и первичным валам. Узнайте больше об I-Shift Dual Clutch в этом выпуске «One Minute» — мини-сериала, который охватывает интересные темы для всех любителей грузовиков, и все это в течение одной минуты.

Похожие статьи

Компания Volvo Trucks представила новый двигатель D-17 для своего культового грузовика FH16
30.01.2024

Компания Volvo Trucks представила новый двигатель D-17 для своего культового грузовика FH16

Компания Volvo Trucks представила новый двигатель для своего культового грузовика FH16. Новый 17-литровый…

Новая платформа Volvo Trucks для тяжелых грузовиков для североамериканского рынка
15.01.2024

Новая платформа Volvo Trucks для тяжелых грузовиков для североамериканского рынка

Компания Volvo Trucks представила совершенно новую платформу для тяжелых грузовиков для североамериканского…

Гибридные гидравлические технологии компании Volvo Construction Equipment
21.12.2023

Гибридные гидравлические технологии компании Volvo Construction Equipment

Гибридные технологии существуют в автомобильной промышленности уже несколько десятилетий. Вы можете не…