Статьи
Вождение грузовика Volvo FH с двойным сцеплением I-Shift

Вождение грузовика Volvo FH с двойным сцеплением I-Shift

15.03.2023

Путешествие по крутым холмам на полностью загруженном грузовике Volvo FH, по льду и по ухабистым дорогам, где иней только начинает таять, — это повседневные условия вождения Ларса Линдгрена. Каждую неделю он перевозит грузы на своем грузовике Volvo FH  между городом Лулео на севере Швеции и различными пунктами назначения в Норвегии. Ларс Линдгрен был одним из водителей, которые тестировали коробку передач I-Shift Dual Clutch перед ее запуском в 2014 году. «Когда я впервые сел за руль грузовика с коробкой передач Dual Clutch, я был невероятно впечатлен. Во время вождения вы даже не замечаете, когда грузовик переключает передачи», — говорит он и смотрит на норвежский пейзаж.

Две трансмиссии, объединенные параллельно, каждая с отдельным сцеплением

I-Shift Dual Clutch в основном можно описать как две трансмиссии, объединенные параллельно, каждая с отдельным сцеплением. «Проще говоря, можно сказать, что одна коробка передач управляет четными передачами, а другая — нечетными. Когда передача активна в одной коробке передач, следующая передача подготавливается в другой коробке передач. Когда грузовик переключает передачу, во время фактического переключения передачи скорость не теряется», — объясняет Астрид Дрюсен (Volvo Trucks). Поскольку грузовик не теряет мощность, вождение в условиях, требующих большого количества переключений передач, становится более эффективным и удобным. «На крутых склонах, извилистых дорогах и на дорогах, где легко застрять, система I-Shift Dual Clutch, разработанная для дальних поездок, просто фантастична. Например, когда едете с полной загрузкой посреди леса, вы не хотите застрять из-за того, что грузовик переключает передачу. С двойным сцеплением I-Shift грузовик просто трогается с места, а переключение передач происходит плавно», — добавляет Астрид Дрюсен. I-Shift Dual Clutch переключает передачи при необходимости без потери мощности.

На крутых склонах, на извилистых дорогах и на дорогах, где легко застрять, эта новая коробка передач просто фантастическая.

Отличная управляемость и повышенный комфорт водителя

Во время вождения, когда более выгодно, чтобы коробка передач пропускала несколько передач, коробка передач переключает передачи, как стандартная I-Shift. I-Shift Dual Clutch может переключать передачи без прерывания крутящего момента на каждой передаче, за исключением переключения диапазонов, которое происходит между 6 и 7 передачами. Помимо управляемости, также повышается комфорт водителя. Окружающая среда в кабине воспринимается как более спокойная, а плавное вождение снижает утомляемость водителя. «Плавность хода, обеспечиваемая плавным переключением передач, также важна для автомобиля и груза. Неравномерное вождение приводит к износу всех узлов и агрегатов автомобиля. Если вы перевозите скот или тяните цистерну с жидкостью, чем меньше перемещается груз, тем лучше», — говорит Астрид Древсен.

Первые испытания в 1990-х

В технологии трансмиссии с двойным сцеплением нет ничего нового. Она использовалась, особенно в спортивных автомобилях, в течение достаточно долгого времени. Volvo Trucks фактически начала рассматривать трансмиссию с двойным сцеплением более 25 лет назад. «В 1990-х годах мы тестировали коробку передач с двойным сцеплением, но это был всего лишь прототип с целым рядом надстроек, которые никогда бы не заработали на практике и не были бы реализованы в серийном производстве», — объясняет Бьорн Люнгсё (Volvo Trucks). Самая большая проблема, связанная с адаптацией технологии двойного сцепления к грузовым автомобилям, заключается в том, что грузовые автомобили эксплуатируются в самых разных условиях и в разных средах — от небольших извилистых лесных дорог до автомагистралей. Коробка передач должна работать одинаково хорошо, когда грузовик пуст и полностью загружен. Он должен выдерживать экстремальную жару и холод и продолжать работать тысячи миль, не вызывая проблем. Поэтому большая часть работы над I-Shift Dual Clutch включала тестирование и оптимизацию аппаратного и программного обеспечения, пока инженеры не получили полную уверенность, что трансмиссия будет работать в любой ситуации и в любых условиях — 365 дней в году.

2007 год, выпуск Volvo I-Shift Dual Clutch

В 2007 году Volvo Trucks сделала первые шаги в направлении двойного сцепления I-Shift. Тот факт, что I-Shift является лидером на рынке автоматических трансмиссий для тяжелых грузовиков с 2002 года, был важным фактором при разработке I-Shift Dual Clutch. «Команды разработчиков программного и аппаратного обеспечения I-Shift Dual Clutch состоят из тех же людей, которые работали над созданием I-Shift. Без знаний и опыта, которые мы приобрели при разработке I-Shift, мы бы никогда не смогли разработать I-Shift Dual Clutch», — объясняет Бьорн Люнгсё. Внешне I-Shift Dual Clutch выглядит как стандартный I-Shift. Разница лишь в том, что передняя часть трансмиссии длиннее на 12 сантиметров. Задняя часть трансмиссии почти идентична задней части I-Shift, а коробки отбора мощности такие же. Внутри около 100 из более чем 300 компонентов (новой трансмиссии) I-Shift Dual Clutch отличаются от I-Shift.

Благодаря системе I-Shift Dual Clutch грузовик поддерживает равномерную скорость, а шины сохраняют постоянное сцепление с дорожным покрытием. Безопасно ездить по зимним дорогам, когда знаешь, что шины не потеряют сцепление с дорогой.

Внутреннее устройство I-Shift Dual Clutch можно сравнить со сложной головоломкой, в которой использован каждый миллиметр, а каждый компонент оптимизирован так, чтобы занимать как можно меньше места. «Это фантастика, что нам удалось объединить все функции всего в 12 сантиметров. Это потребовало большой изобретательности», — говорит Бьорн Люнгсё. В северной Норвегии водитель-испытатель Ларс Линдгрен спокойно и уверенно сидит за рулем, а его грузовик Volvo FH мощностью 540 лошадиных сил начинает подъем на один из самых крутых холмов в этом районе. Некоторые холмы здесь имеют уклон в 10 процентов — настоящее испытание для полностью загруженного 48-тонного грузовика.

«Благодаря системе I-Shift Dual Clutch грузовик поддерживает равномерную скорость, а шины сохраняют постоянное сцепление с дорожным покрытием. Безопасно ездить по зимним дорогам, когда знаешь, что шины не потеряют сцепление с дорогой», — говорит он. Ларс Линдгрен говорит, что благодаря I-Shift Dual Clutch грузовик стал более плавным как на проселочных дорогах, так и при движении по городу. «Я вожу грузовики с 1979 года, и у меня проблемы с плечами и шеей. Дело в том, что с тех пор, как я начал ездить с I-Shift Dual Clutch, я больше не замечаю этих проблем. Это фантастика», — говорит он. Поскольку при переключении передач мощность не теряется, грузовик поддерживает более стабильную и высокую скорость даже на дорогах со сложными условиями движения. I-Shift Dual Clutch также улучшает вождение на спуске, так как при переключении передач не происходит потери торможения двигателем. «Я могу сэкономить 10 минут за смену продолжительностью четыре с половиной часа. Это много времени, если сложить его за всю рабочую неделю».

Как работает двойное сцепление I-Shift

Плавное переключение передач с двойным сцеплением I-Shift стало возможным благодаря двум сцеплениям коробки передач и первичным валам. Узнайте больше об I-Shift Dual Clutch в этом выпуске «One Minute» — мини-сериала, который охватывает интересные темы для всех любителей грузовиков, и все это в течение одной минуты.

Похожие статьи

Ремонт рабочего цилиндра сцепления грузовика Volvo
25.06.2024

Ремонт рабочего цилиндра сцепления грузовика Volvo

При ремонте рабочего цилиндра сцепления грузовика Volvo необходимо провести следующие шаги: Отключить…

Периодичность замены воздушного фильтра
04.06.2024

Периодичность замены воздушного фильтра

Воздушный фильтр автомобиля играет важную роль в обеспечении правильной работы двигателя. Его основная…

Выбор моторного масла для замены в двигателе грузовика
22.05.2024

Выбор моторного масла для замены в двигателе грузовика

Замена масла в двигателе грузового автомобиля также помогает поддерживать чистоту двигателя и…